О курсе
Изучение данной дисциплины направлено на углубление и расширение знаний о целях и ценностях современной науки, принципах социального взаимодействия в академической среде и основах эффективной научной коммуникации и презентации. В рамках курса рассматриваются понятие, функции и принципы научной этики, особенности вербальной и невербальной коммуникации в научном сообществе, этические аспекты экспериментальной научной деятельности, принципы публикационной этики, в том числе особое внимание уделяется этическим проблемам, связанным с публикацией результатов научной работы, правилам взаимодействия с научными издательствами. Курс знакомит с этикой и этикетом цифровых технологий в общении, принципами и законами построения имиджа в академической среде, а также с основами профессиональной этики педагога высшей школы. Курс отличается практической направленностью и готовит обучающихся к решению наиболее актуальных и распространенных в академической среде и научной карьере коммуникативных и этических проблем.
Цели и задачи дисциплины
- Знать основные нормы и принципы научной, публикационной и педагогической этики, этикетные нормы публичных выступлений и деловой переписки, законы имиджирования и самопрезентации.
- Уметь на основе полученных знаний выстраивать эффективную коммуникацию на индивидуальном, профессиональном и корпоративном уровнях с учетом существующих этических стандартов в академической среде, использовать современные коммуникативные технологии, соблюдая нормы цифрового этикета, вести деловую переписку с научными издательствами, проводить научные исследования и готовить научные публикации с соблюдением этических стандартов;
- Владеть приемами коммуникации и презентации на основе этических принципов и этикетных норм на всех уровнях социального взаимодействия в академической среде, навыками предупреждения и решения этических конфликтов, навыком принятия решений с учетом принятых в профессиональном сообществе этических норм.
Составляющие курса
- Тематические видеолекции
- Многовариантные неоцениваемые тестовые задания
- Кейсы с проверкой преподавателем и на взаимное оценивание (18% от итоговой оценки)
- Многовариантные тестовые задания на оценку (60% от итоговой оценки)
- Итоговый тест (22% от итоговой оценки)
Результаты тестирований оцениваются по рейтинговой системе.
Рейтинговая система
- «Удовлетворительно» — не менее 65%, но менее 75%
- «Хорошо» — не менее 75%, но менее 85%
- «Отлично» — не менее 85%
Структура курса
-
Модуль 1. Этос ученого и этика науки
-
Введение в академическую этику
-
Этос ученого: идеалы и противоречия
-
Недобросовестные практики в науке
-
Модуль 2. Этика научного эксперимента
-
Этическая экспертиза в науке
-
Понятие и основные принципы биоэтики
-
Модуль 3. Публикационная этика
-
Источники публикационной этики
-
Этические принципы взаимодействия с редакцией (издательством)
-
Авторское право и плагиат
-
Модуль 4. Этика и этикет публичных выступлений
-
Имидж ученого
-
Этика и этикет публичных выступлений
-
Правила успешного публичного выступления
-
Модуль 5. Этика и этикет цифровых коммуникаций
-
Правила электронной переписки
-
Правила использования мессенджеров
-
Правила видеоконференций
-
Модуль 6. Педагогическая этика
-
Имидж преподавателя
-
Этика педагога
Направления подготовки
Без ограничений